Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования

Второй из серии семинаров-совещаний на тему «Использование электронной формы учебников в образовательной деятельности» состоялся 18 и 19 июня 2015 года в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва

Более 700 слушателей из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов приняли участие в вебинаре

За два дня проведения семинара-совещания его слушатели ознакомились с 5-ю докладами и увидели фрагмент урока, демонстрирующий возможности использования электронной формы учебника.

В первой части совещания с докладом на тему «Нормативные правовые основания использования учебника» выступила Ирина Ланкина, начальник отдела развития образовательных технологий и ИКТ в сфере общего образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России.

Тема «Современный электронный учебник: возможности и перспективы» была выбрана ректором Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгением Малевановым, об «Использовании образовательного контента в глобальной системе дистрибуции «ДАЙ 5!» рассказал Рубен Акопов, генеральный директор компании «Орфограф».

Большое количество вопросов о том, в чьей компетенции находится выбор печатной или электронной формы учебников поступило от участников семинара-совещания.

«Использование электронной формы учебника – это право, а не обязанность, – прокомментировала Ирина Ланкина. – Если школа по каким-то причинам еще не готова использовать электронные формы учебников, то продолжает работать с бумажными учебниками. Вариант использования и печатной и/или электронной формы учебников определяется самой образовательной организацией».

В ходе своего доклада Евгений Малеванов отметил: «Сейчас переходный период, вариативный. Революционных решений не предвидится, жесткая отмена бумажных учебников не планируется. Выбран эволюционный путь: по мере готовности, по педагогической целесообразности, по желанию, по договоренности между всеми участниками образовательных отношений может быть выбрано то или иное соотношение использования бумажной и электронной форм учебника в образовательном процессе».

Не остались без внимания слушателей и докладчиков и вопросы соблюдения норм СанПинов.

«Границы безопасности использования электронного устройства – тема планируемых исследований. По мере поступления результатов исследований информация будет публиковаться на официальном сайте Минобрнауки России и интернет-системе fpu.edu.ru». – сообщила Ирина Ланкина.

При этом стоит отметить, что современные устройства учитывают требования по минимальному негативному воздействию, следовательно, устройства в школах в виде интерактивных досок и оборудования в компьютерных классах уже сейчас могут использоваться только при условии их соответствия требованиям СанПин.

Появление электронных форм учебника становится первым шагом на пути к созданию полноценных e-УМК, которые уже сейчас предъявляют повышенные требования к платформам распространения.

По словам Рубена Акопова не менее 50% наименований учебников из федерального перечня станут доступны через глобальную платформу дистрибуции «ДАЙ 5!», что накладывает на «Орфограф» обязательства по развитию и улучшению платформы и клиентского приложения.

Так в ближайших планах обозначены появление сервиса по предоставлению доступа к контенту онлайн, добавление возможности обмена заданиями в малых рабочих группах (класс, преподаватель – обучаемые), интеграция и совместная работа с электронными дневниками и журналами.

Вторая часть семинара-совещания была посвящена концепциям электронной формы учебника, которые были выбраны издательским центром «ВЕНТАНА - ГРАФ» и издательством «ЮВЕНТА». Участникам семинара были продемонстрированы особенности структуры ЭФУ и возможные формы использования на уроках, а также представлена модель урока математики для 2 класса с использованием электронной и печатной форм учебника.

Агеева Наталья, заместитель начальника методической службы Издательского центра «ВЕНТАНА - ГРАФ», Почетный работник общего образования РФ в своем докладе «Новая форма – новые возможности» обратила внимание, что «когда перед издательством встала задача создать электронную форму, было принято решение сделать учебник, который будет способствовать повышению учебной мотивации. Такой учебник должен содержать объекты, которые позволят облегчить ученику понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений, примеров и вовлекать в процесс обучения с большим интересом. С помощью мультимедийных объектов в ЭФУ можно задействовать в процесс обучения иные возможности человека: слуховую, зрительную и эмоциональную память. Это повышает эффективность образовательного процесса и облегчает понимание изученного материала и предлагает дополнительное закрепление за счет разнообразных способов подачи материалов».

Стоит отметить, что при создании электронной формы своих учебников, издательский центр «ВЕНТАНА -ГРАФ» выработал собственную типологию мультимедийных объектов: тематические материалы и интерактивные задания.

«Новое не перечеркивает старое, а вбирает в себя все его плюсы и обогащается новыми возможностями», – так охарактеризовала идею, которая легла в основу электронной формы учебника издательства «ЮВЕНТА» Марина Рогатова, старший методист Центра системно-деятельностной педагогики, «Школа 2000…».

Демонстрация урока Математики для 2-го класса по теме «Умножение на 0 и 1» показала, что электронная форма не заменяет, а дополняет традиционные формы работы на уроке. На переходном периоде интерактивные и мультимедийные элементы должны включаться в образовательный процесс не ради новизны и привлечения внимания, а по мере необходимости, стать еще одним инструментов в руках учителей.

Так, на парте ученика лежат не только привычные рабочая тетрадь, бумажный учебник, ученическая тетрадь и добавляется планшет с установленным приложением «ДАЙ 5!» и загруженным учебником в электронной форме.

Такие структурные элементы урока как проверка домашнего задания, повторение пройденного материала, самостоятельная работа с самопроверкой, выполнение индивидуальных заданий, фиксация домашнего задания с помощью закладок и заметок теперь можно организовать электронной формы учебника (при ее наличии в образовательной организации).

Насколько удобен в использовании электронный учебник?

Своим опытом просмотра 25 электронных учебников в течение 1 часа поделился Евгений Малеванов: «При таком экспресс-просмотре какие-то учебники показались для меня более понятными по логике и удобными, какие-то менее понятными и удобными, но мои коллеги, одновременно со мной смотревшие учебники, составили другое суждение по рейтингованию этих учебников по удобству и понятности. Но в любом случае сегодня объективно дать возможность получить доступ к очень большому объему образовательной информации и выбрать свою траекторию развития для школьника без использования интерактивных технологий невозможно».